Материалы по историческому ценностно-ориентированному просвещению детей
В современном мире деятельность человечества в информационном пространстве становиться превалирующей. Ежедневное создание, преобразование, передача, использование, хранение информации в коммерческих, интеллектуальных (научных), личных (бытовых) и иных целях сопровождает жизнь все большего количества людей, оказывает воздействие на индивидуальное и общественное сознание, постепенно включаясь в число доминантных потребностей индивида, формирует мотивацию и условия его поведения. Это становится реальностью ввиду интенсивно и экспансивно развивающейся социотехнической системы глобального информационно-коммуникационного взаимодействия, использующей достижения, выгоду и удобство сетевых и иных технологий для проникновения в жизнь каждого человека.
Динамичность, постоянное обновление конфигурации, глобализация, мобильность и адаптивность средств информационно-коммуникационного взаимодействия позволяют их использование для целенаправленной ориентации и коррекции общественных настроений. Распространенные в социуме представления о том, что пронизывающие общество потоки информации – произвольные, следующие неконтролируемой логике рынка и технологий, не зависящие от геополитических факторов, способствуют результативности противоправных действий по изменению сознания личности и социальных групп.
Технологии, формы и методы манипулирования общественным сознанием постоянно совершенствуются как в коммерческих (маркетинговых), так и в политических целях. В совокупности с элементами стратегического и тактического управления, механизмами и субъектами практической реализации они образуют систему информационной войны, целями которой являются дестабилизация и ослабление геополитического противника, нанесение максимального ущерба в результате внутренних проявлений экстремизма и терроризма. Признаки ведения такой войны в отношении Республики Беларусь проявились с момента обретения статуса суверенного государства, особенно явно – в периоды электоральных кампаний.
Сущность информационной войны связана с масштабным применением средств и методов информационно-психологического воздействия в отношении населения страны, отдельных социальных групп или индивидов. Одной из таких социальных групп выступают дети как объект деструктивного информационного воздействия, результаты которого должны проявиться впоследствии. При этом особенности влияния информационных технологий на детей способствуют достижению данных результатов.
Удовлетворение познавательных и развлекательных потребностей, яркая и контролируемая «псевдореальность» компьютерного мира создают у детей привязанность к данной форме деятельности, впоследствии играющую важную роль в формировании психологического (эмоционального, подсознательного) отношения к электронным «гаджетам». При недостатке внимания со стороны родителей, реальных и позитивных контактов со сверстниками и другими людьми телефон или компьютер становится «другом», навсегда получая статус незаменимого спутника жизни, которому можно доверять. Так формируется внутренняя оценка электронного гаджета как источника положительных эмоций и априори достоверных и полезных сведений. Впоследствии (на этапе широкого включения подростков в процесс сетевого взаимодействия, получения и использования Интернет-информации) эти установки становятся условиями криминального или виктимного поведения подростков. Вовлеченность несовершеннолетних в информационно-коммуникационную среду создает предпосылки для формирования потребительской, индивидуалистической, социально безответственной жизненной позиции, усвоения ложных мировоззренческих ориентиров, опасного взаимодействия с преступниками (террористами и экстремистами, мошенниками, наркодиллерами, педофилами и др.), достижения ими целей такого взаимодействия.
Для предупреждения потенциальных негативных последствий деструктивного информационного воздействия на детей существенное значение имеет просветительская работа, способствующая формированию основ исторической памяти в массовом сознании подрастающего поколения. В современных условиях – это комплексная общенациональная задача, решение которой выходит на уровень приоритетной государственной проблематики. Центральным звеном данной системной деятельности является сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, геноциде белорусского народа.
Историческое ценностно-ориентированное просвещение детей является сложным и многоплановым процессом, который не может ограничиваться только школьной программой. Начало работы над формированием исторической памяти у детей, ее последовательное сопровождение должно осуществляться в семье. Целенаправленная работа воспитателя, школьного учителя выступает продолжением данного процесса внутрисемейной социализации.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого раннего и в то же время в достаточной мере осознанного периода жизни ребенка, когда дети уже начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям (через ассоциирование с старшим поколением своей семьи). Поэтому особое внимание необходимо уделять детям младшего школьного возраста, которые ввиду особенностей активной социализации (усвоения образцов и моделей поведения, базовых ценностных ориентиров) относятся к наиболее восприимчивой аудитории. У детей в этом возрасте уже сформированы базовые навыки различать зло и добро, чувства справедливости и сострадания. Важно развить и способность испытывать гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины, сформировать основу дальнейшего адекватного восприятия сведений по данной тематике, базу для критической оценки информации о политических событиях современности.
Вовлечение семьи в процесс формирования у детей исторической памяти требует значительных усилий и масштабной включенности не только учреждений образования, но и всех иных государственных органов и общественных организаций. В первую очередь она предполагает работу с родителями, так как в молодых семьях вопросы ознакомления с историей страны, развития исторической памяти в ряде случаев не считаются важными. Молодые люди, которые родились в конце 1990-х годов, сами относятся к поколению, которое уже подверглось влиянию информационных технологий и имеют ряд особенностей («клиповое» мышление, недостаточно сформированное проектное мышление, индифферентное отношение к проблемной коммуникации, «интерактивное» усвоение социальных ролей и норм и др.). Предшествующее поколение, рожденное в середине 80-х – начале 90-х годов (зрелые родители), также в своей массе далеко не всегда в полной мере обладает личностными установками мировоззренческого характера, призванными защищать от деструктивного информационного воздействия. Социализация данной группы пришлась на период так называемой «социальной аномии», когда ценностный уровень сознания постсоветского общества подвергся существенной трансформации. В этот период при поддержке со стороны глобальных западных фондов отдельными средствами массовой информации, создателями кино-видео и печатной продукции был сформирован и полноценно удовлетворен спрос на дискредитацию политического и социального устройства советского общества, предполагающую, в том числе, нивелирование таких ценностей, как государственность и патриотизм, коллективизм, созидательный труд на благо страны и др. Значительному деструктивному воздействию подверглась и незыблемая в СССР социокультурная ценность – память о Великой Отечественной войне.
В связи с этим правовое и идеологическое просвещение родителей является первым шагом к решению обозначенной выше актуальной задачи. В ходе реализации изначально необходимо объяснить родителям, почему так важно сохранять историческую память и почему целенаправленная работа с детьми необходима именно в семейном кругу. Образно говоря, прежде чем начинать работу с детьми, на вопросы: «Почему так важно сохранять историческую память?» и «С чего начинается Родина?» должен себе ответить каждый родитель.
Для этого целесообразно использовать приведенные выше аргументы или их краткую версию в следующей логической схеме: Интернет управляем собственниками технологий, которые заинтересованы в извлечении выгоды любыми средствами / Он позволяет массово воздействовать на сознание и это широко применяется для реализации геополитических стратегий / Дети вовлечены в Интернет и являются наиболее уязвимыми для деструктивного информационного воздействия / В настоящее время (до момента достижения технологического суверенитета, позволяющего в полной мере обеспечить суверенитет информационный) наиболее эффективным способом снизить опасность влияния информационных технологий на детей является их историческое ценностно-ориентированное просвещение / Результативность этого процесса зависит от участия семьи (родителей, родственников) как непосредственных (старшее поколение) или опосредованных (родители) носителей исторической памяти, обладающих авторитетом для ребенка, знающих его индивидуальные особенности и способных не только донести информацию, но и помочь детям понять ее и прочувствовать на эмоциональном уровне. Память – это прежде всего образы, формируемые художественными средствами, эмоциональными переживаниями. И, наверное, невозможно сравнить силу воздействия рассказа матери или отца про своего дедушку (бабушку) с выученным уроком истории.
На этом этапе при общении с родителями могут возникать вопросы, связанные с их неуверенностью в целесообразности и результативности предполагаемой работы, в частности:
– не является ли это т.н. «промывкой мозгов» в интересах государственной власти?
Справочно. Что касается самой этой фразы, она представляет собой распространенный манипулятивный прием, фрейм, привнесенный извне, когда на протяжении десятилетий постсоветского периода развития нам насаждалась конфликтная модель взаимоотношений гражданского общества и государства. Следует разъяснять родителями, что в сферах формирования общности исторической памяти, культуры гражданственности деятельность государства должна быть обязательной и приоритетной. Если из этих сфер уходит государство, то туда приходят неонацисты, как это случилось на Украине.
– как не обладая знаниями педагогики и психологии вести работу с ребенком и не причинить ему вред?
Справочно. С целью решения данного вопроса, а также в контексте повышения эффективности внутрисемейной работы по формированию основ исторической памяти у детей младшего школьного возраста подготовлена памятка для родителей о том, как говорить с детьми о подвиге наших предков в Великую Отечественную войну, о геноциде белорусского народа, включающая рекомендации, способы и конкретные примеры эффективного воспитательно-просветительского воздействия.
В заключение следует подчеркнуть, что с точки зрения криминологии наиболее результативным в своей долговременной перспективе направлением предупреждения экстремизма и терроризма, иных общественно опасных уголовно наказуемых деяний является связанное с формированием системы мер ранней предупредительной деятельности, значимым структурным элементом которой выступает работа, направленная на формирование основ исторической памяти у детей младшего школьного возраста.